Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Главная

Комплексное социологическое исследование по теме: «Выявление отношения жителей сельского поселения Исламей по вопросу переименования с.п. Исламей в сельское поселение «Наурузово».

 Обоснование

Учитывая, что все из установленных законодательством процедур, касающихся работы с обращениями граждан, кроме социологического опроса, являются исчерпанными, а именно:

  • решение внеочередной сессии Исламеевского сельского Совета, в соответствии с которыми, предложение о вынесении на референдум вопроса о переименовании с.п. Исламей в с.п. «Наурузово» абсолютным большинством голосов было отклонено (Решение №16-1);
  • заключение Минэконом развития КБР № 20-2/1-844 о нецелесообразности такого переименования, заключение об отсутствии обоснований для переименования, а так же расчет дополнительных затрат из республиканского бюджета;
  • самостоятельное заключение № 48-02/18-2841 и поддержка решения Совета местного самоуправления с.п. Исламей, местной администрацией Баксанского муниципального района;

считаем, что для окончательного решения по данному вопросу, а так же в связи с решением президиума Парламента КБР № 91-П, в соответствии со ст. 31 ФЗ-131 провести опрос граждан с.п. Исламей.

 

Статья 31. 

1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

3. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

5. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Методология

В соответствии с данными избирательной комиссии КБР[1] о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории с.п. Исламей Кабардино-Балкарской Республики составляет 6285 разделенных на 4 избирательных участка см. Таблицу №1. В соответствии с данными Кабардино-Балкариястат на 2014 год численность мужчин и женщин составляет в процентном соотношении 48,3% и 51,7% соответственно. Далее соответственно возрастным статданным см. Таблицу 2. вывести процентное соотношение возрастных групп обладающих правом голоса.

 

 Таблица№1

 

Наименование населенного пункта

 

 

 

Номер избирательного участка

 

 

 

Адрес места нахождения помещения для голосования избирательного участка, номер телефона

 

Описание границ избирательного участка

 

 

 

Количество избирателей

На избирательном участке

 

в населенном пункте

с.п. Исламей

ИУ № 1

МОУ СОШ № 3 пер. Алихбердова, 13, 88-66-34-73-2-45

От ул. Эльмесова по пер. Гречко (четная сторона) до реки Баксан, далее по ул. Евгажукова, вниз на северо-восток до пер. Улимбашева на северо-запад до ул. Бр. Хамжуевых, по ул. Бр.Хамжуевых до пер. Ойтова, по ул. Эльмесова вверх на юго-запад до пер. Гречко.

1248

 

 

 

 

6285

 

 

ИУ№2

МОУ «СОШ № 1», ул. Эльбрусская, 127 88-66-34-73-3-35

От ул. Бр. Хамжуевых по пер.Улимбашева (четная сторона) до ул. Евгажукова, далее по ул. Евгажукова вниз на северо-восток до пер. Ленина, далее по пер. Ленина до ул.Надречная, по ул. Надречная вниз на северо-восток до пер. Канкошева, далее по пер. Канкошева (нечетная сторона) до ул.С.Х. Каздохова, далее по ул.С.Х. Каздохова вверх на юго-запад до пер. Карамурзова, по пер. Карамурзова до ул.Хамжуевых, далее по ул.Бр.Хамжуевых вверх на юго-запад до пер. Улимбашева.

2588

 

 

 

 

ИУ №3

МОУ «СОШ № 2», ул. Надречная, 71, 88-66-34-73-1-23

От ул.С.Х. Каздохова по пер. Канкошева (четная сторона) до реки Баксан, далее вдоль           р. Баксан вниз на северо-восток по ул. Надречная до пер. З.Л.Чипова (нечетная сторона), далее по пер. З.Л.Чипова до ул.С.Х. Каздохова, по ул. С.Х. Каздохова вверх на юго-запад до пер. Канкошева.

1292

 

ИУ № 4

МОУ «СОШ № 4»,

ул. Надречная, 71,

88-66-34- 73-1-23

 

От ул. С.Х. Каздохова по пер. З.Л. Чипова (четная сторона) до реки Баксан, далее вдоль р.Баксан вниз на северо-восток до федеральной трассы «Кавказ», далее вдоль федеральной трассы «Кавказ» на северо-запад до кладбища, от кладбища вверх на юго-запад по ул. Кешокова до р. Неволка, далее от

р. Неволка вверх на юго-запад по

ул. С.Х. Каздохова до пер. З.Л.Чипова.

     1157

 

 

 

Таблица 2.

Баксанский муниципальный район,
Муниципальный район,
Баксанский муниципальный район,
на 1 января,
Численность сельского населения по полу и возрасту на 1 января текущего года, человек,
Всего

 

2015

18-19

1599

20-24

5029

до 30

29215

30-39

8761

40-44

3746

45-49

4216

50-59

8150

60-65

2817

старше 65

5364

70 и старше

4398

 

Таким образом, на основании данных Кабардино-Балкариястат и Избирательной комиссии КБР составить репрезентативную выборку лиц подлежащих опросу. И провести опрос в соответствии с территориальной разбивкой по избирательным участкам.

 

Комплексное исследование

 

Опрос

 Опрос проводился в 4-е этапа.

 Было проведено пилотажное исследование для уточнения следующих позиций: вопросов содержащихся в анкете, приемлемости формулировок вопросов, включение дополнительных вопросов, уточнение репрезентативных данных, взятых из официальных статистических баз «Кабардинобалкариястат». Для опроса использовался бланк формализованного интервью. Опрос проводился профессионально обученными интервьюерами. На данном этапе было опрошено 148 человек в соответствии с половозрастными и территориальными признаками заложенными в программу исследования.

 

  1. Второй этап заключался в глубокой переработке данных предварительного исследования. «Пилотаж» показал, что анкета в целом составлена адекватно поставленным задачам. Вопросы, связанные с исторической фиксацией «события» были дополнены некоторыми позициями. Дополнительно был введен вопрос, касающийся проведения референдума, поскольку значительная часть опрошенных сельских жителей высказала пожелание «закончить с этими всеми переименованиями раз и навсегда». Возрастные группы, ввиду одинаковости высказываемых ответов на поставленные вопросы, были объединены из пяти подгрупп в три подгруппы: 18-30 лет; 31-65 лет; 65 и старше. Вместе с тем, были проработаны соответствующие процентные соотношения предстоящего опроса, в зависимости от количества селян, с активным избирательным правом, проживающих в четырех избирательных округах. Здесь стоит отметить, что мы воспользовались уточненными данными за 2015 год, что несколько отличается от данных 2014 года. Верхний избирательный округ (1360), Центральный избирательный округ (2712), Школьный избирательный округ (1370), Нижний избирательный округ (1226), общее количество избирателей 6 668 человек.

Руководствуясь общепринятыми параметрами российской и международной социологической практики, были определены квотные выборки опрашиваемых в количестве 650 респондентов, что составило в 2,5 раза больше респондентов, чем обычная общепринятая практика в отношении подобных генеральных совокупностей.

 

  1. Третий этап заключался в собственно самом опросе, по заранее определенным территориальным и половозрастным группам жителей сельского поселения Исламей. Опросы проводились в общей сложности четыре дня. Для обеспечения полной репрезентативности, выезды проводились в раннее утреннее время, обеденное, послеполуденное и вечернее. Сложность проведения опроса заключалась в том, что многие жители очень агрессивно реагировали на «тему» опроса. Опрос проводился подготовленными, опытными интервьюерами в количестве 18 человек, и практический каждый столкнулся с агрессивным поведением опрашиваемых. Как правило, агрессия была связана с тем, что респонденты предполагали заинтересованность Администрации сельского поселения Исламей в переименовании. Только опыт и выдержка подготовленных интервьюеров позволила избежать реальных эксцессов. Вместе с тем, с другой стороны (ратующих за переименование) несколько раз поступали угрозы, с целью запугать опрашивающих и воспрепятствовать завершению опроса. В итоге было опрошено 670 респондентов из запланированных 650. Далее анкеты были просчитаны и проанализированы. Результаты анализа и описание полученных результатов стало 4-м этапом исследования.

 

  1. Результаты опроса в диаграммах и их описание.

 Вопрос о переименовании сельского поселения, основная часть жителей (87,6%) восприняла крайне отрицательно. При этом многие упоминали период, когда селение называлось Кызбрун « …исторический выбор названия Исламей решался не для того, чтобы в скором времени опять менять название..». Часто можно было услышать аргументацию, что только часть села относилась когда-то к Наурузово, «…если они свою часть так назовут, то мы тоже хотим вернуть наши названия…», при этом упоминались такие названия как Бжахоково и Атласкирово. Особенно агрессивно к вопросу о переименовании отнеслись категории от 55 и старше. Практическое большинство из этой категории было знакомо с вопросом о переименовании, знакомы с инициатором и проводником данной идеи. В своих ответах, они просили упомянуть и о своем личном, отрицательном восприятии инициатора переименования. Около десятка анкет было испорчено в силу того, что попросив у интервьюера самолично заполнить анкету, вместе с заполнением, респонденты оставляли на анкетах нецензурные пожелания. Данный момент мы упоминаем в связи с тем, что инициатор по всей видимости, так же относится к данной возрастной группе и между ними, либо уже было обсуждение данного вопроса, либо существуют другие какие-либо претензии. Так или иначе, подобное поведение, говорит о большом эмоциональном восприятии вопроса. Возрастная группа от 30-ти до 50-ти, была менее агрессивна, но крайне категорична, поскольку считала, подобное переименование ущемлением своих родовых и фамильных историй. Особым порядком стоят предприниматели, которые категорически заявили о своем неприятии переименования в силу связанных с ним последующих ресурсных затрат по времени и материальным средствам. Более того, данная группа выразила желание организовать новое протестное движение «за сохранение существующего названия». Женская часть респондентов, как правило, советовалась, либо друг с другом, либо с мужской половиной. Более молодая группа в пределах от 24 до 40 лет, была более самостоятельна в принятии решений. Специфично, что самая молодая возрастная группа от 18 до 24 лет проявила не типичную активность и наличие гражданской позиции. Ответы носили продуманный и заинтересованный характер.

За переименование высказалось около 7% опрошенных. Здесь стоит отметить, что эта группа характеризуется локализованным местом проживания. Основная часть из тех, кто поддержал переименование относятся к «Верхнему избирательному округу». В основной своей массе это возрастная группа от 55-ти и старше. Практически каждый, кто поддержал переименование, старался объяснить интервьюерам историческую обоснованность переименования. При совместном групповом анализе, интервьюеры отметили, что аргументация у всех практически совпадала как по фактологии, так и по структуре изложения. Из чего можно заключить, что по всей видимости, это люди принадлежащие к единому кругу общения своего рода клуб по интересам. «…Разве можно это решать с помощью опроса, ведь основная масса из них (сельских жителей) примечание автора не знает ни своей истории ни своей культуры …». Это наиболее характерное высказывание тех, кто ратует за переименование.Примерно по три процента от числа опрошенных высказали либо свое безразличие к теме, либо затруднились ответить.Описанные данные представленны в виде диаграмме на рисунке 1

                                                                                                   Рис. 1

 

1

  Основываясь на заключении Минэкономразвития КБР № 20-2/1-844, учитывающий расчет дополнительных затрат в связи с переименованием, второй вопрос было решено сделать одновременно информативным и процедурно-значимым.   Ответы распределились примерно в том же соотношении, что и на предыдущем рисунке. Тем самым, это подтверждает, что число тех, кто хочет переименования и готов к дополнительным материальным и временным затратам практически совпадает 6,72% и 7,30% соответственно. Вместе с тем, число противников переименования увеличилось почти на 3%, а именно 87,60% и 90,17% соответственно. Данные представлены на рисунке 2.

                                                                                                                                                                 Рис.№2

2

 Как уже отмечалось, опрос сопровождался крайне агрессивным поведением большого числа опрашиваемых, до тех пор, пока не выяснялось, что Администрация с.п. Исламей не является инициатором переименования. Вместе с тем, «пилотажное» исследование показало, что степень агрессии тут же снижалась, когда появлялись альтернативные возможности. Учитывая пожелания администрации, выявить не только отношение жителей к вопросу переименования, но и иным формам фиксации исторического периода, связанного с княжением Наурузовской фамилии, было решено в третьем вопросе выявить наиболее популярную среди населения идею. Справедливости ради, стоит отметить, что подтекстом, здесь так же присутствовало желание сельской администрации хоть каким-то образом удовлетворить пожелания инициаторов идеи переименования. На представленной диаграмме (Рисунок 3.) видно, что пункт №6 «Другое» набрал около 22%. Это процент тех, кто отказался в какой бы то ни было форме фиксировать данный исторический отрезок. При множестве и разнообразии предложенных вариантов, это довольно внушительная цифра, свидетельствующая о категоричности большого числа респондентов в данном вопросе. Наиболее популярной идеей стала идея присвоения имени, новой улице в будущем при развитии сельского поселения.

Вместе с тем, не обошлось и без провокационных моментов «… они жили там где-то, в районе больницы, пусть себе на больнице установят мемориальную доску и любуются…». Вместе с тем, было много позитивных пожеланий, не связанных на прямую с опросом, респондентами в отношении улицы Красноармейской было высказано «там сразу пять братьев Бифовых из одной семьи не вернулись с войны, чем это все – лучше бы эту улицу переименовали…». Каким образом распределились остальные ответы можно увидеть на рисунке 3.

                                                                                                                                                                         Рис.3

3


Вопрос, связанный с актуальностью данной темы имеет довольно важное значение, поскольку в нем заключены ответы сразу на два вопроса определяющих сущностные характеристики исследуемого социального пространства. В первую очередь те, кто говорит об актуальности, предполагают, что множество проблем существующих в данном сообществе решаются через переименование, которое станет отправной точкой предстоящих изменений. Параллельная сторона вопроса заключена в том, что под актуальностью может пониматься необходимость активно противостоять процессу переименования. Таким образом, общую сумму тех, кто указал актуально в высшей степени 7,20% и актуально 13,80% равная 21% можно смело разделить пополам. Другими словами, об актуальности или важности данной проблемы для жителей Исламея, утверждают не более 10%. Уверенно о том, что эта проблема не актуальна 54,30% и неактуально в высшей степени 14,90% совокупно утверждают около 70%. Общий итог заключается в том, что в общей сложности около 80% не считают что корень решения существующих проблем заключен в проблеме названия населенного пункта. Учитывая что еще 10% затрудняются ответить на этот вопрос, мы получаем полное подтверждение предыдущих выводов, где около 90% населения не связывают существующие проблемы с идентификационными признаками. Задача данного вопроса заключалась именно в том, что бы через косвенные показатели проверить первичные данные. Как распределились ответы можно посмотреть на рисунке 4.

                                                                                                                                      Рис.4

 4

В ходе исследования было зафиксировано, что усложнение проблемы, а именно, вовлечение в нее все большего количества ресурсов - таких как агитация, пиар, распространение литературы и т.п. может стать причиной серьезных социальных проблем. Некоторые из них мы уже отмечали. К примеру, пожелание о переименовании различных частей села (Бжаково, Атласкирово); негативное восприятие муниципальных органов власти (…они хотят этим показать что что-то делают что ли…); подрыв авторитета местных органов (…есть много других проблем, заняться что ли им больше не чем..); социальные группы настроенные крайне негативно в отношении переименования (…мы знаем кто это все баламутит, если не перестанет то доберемся до него сами…) и множество мультипликативных эффектов, связанных с каждым из приведенных примеров.

Учитывая подобные сценарии развития ситуации, со стороны Администрации с.п. Исламей, как заказчика исследования, была введена позиция по выявлению отношения населения к возможному проведению референдума по данному вопросу.

Необходимо отметить, что по итогам предварительного исследования, значительная часть опрошенных, не до конца представляла себе, что предполагается под проведением референдума. Ввиду чего интервьюеры были снабжены памятками с выдержкой из ФЗ-131 разъясняющей правила и процедуры проведения референдума. Справедливости ради, стоит отметить, что не всегда удавалось воспользоваться этим инструментом. Где-то в силу этических соображений, где-то ввиду отсутствия времени у респондентов.

За проведение референдума по данному вопросу высказались 4, 20% от числа опрошенных. Здесь примечателен тот факт, что это на 2,52% меньше чем ответивших положительно по поводу переименования. Другими словами и из их числа многие не уверены, что на всенародном волеизъявлении, они получат большинство голосов. Большое количество 28,50% затруднившихся ответить говорит о том, что многие не до конца разобрались со смыслом и значением процедуры проведения референдума. Основная часть жителей 67,30% высказалась против проведения референдума.Результаты представлены на рисунке 5.

                                                                                                                     Рис.5

 5

  1. 5. Фокус-группа и глубинные интервью

Фокус-групповое исследование было проведено непосредственно ответственным за итоговый результат исследования, в составе 17 человек, представлявших разные половозрастные группы определенные в процентном соотношении по данным Кабардино-Балкариястат на 2014 год, представлявшими 4 избирательных участка. Исследование проводилось на основе полуструктурированного интервью, которое в целом соответствовало поставленным целям и задачам. В первой части интервью 3 человека из 17, поддерживали идею переименования, один затруднился определить свою позицию. В процессе обсуждения поднимались вопросы актуальности рассматриваемой темы в данный момент, исторической обоснованности, упоминалось позиционирование и даже «брендирование» существующего названия, как единственно приемлемого и отвечающего интересам большинства. Группа, представлявшая старшее поколение говорила о возможном социальном расколе внутри поселения, если переименование состоится. После обозначения этого тезиса практически вся женская часть прекратила дальнейшее обсуждение, зациклившись на предотвращении возможного возникновения разногласий в процессе переименования. Вопрос относительно фиксации исторического этапа связанного с «фамилией» Наурузовых (обозначение респондентов), большинством был предложен вариант названия новой улицы. Вместе с тем, прозвучало предложение сделать эту улицу стилизованной под этнопоселение середины-конца 19-го века, как возможного фактора туристической привлекательности с.п. Исламей. Материальная сторона вопроса практически не обсуждалась, поскольку у респондентов, априори была уверенность в том, что переименование не состоится. В итоге из общей группы только один из трех человек остался при своем мнении относительно необходимости переименования. Остальные 16 человек пришли к общей позиции по всем озвученным вопросам. Все 17 человек выступили против идеи проведения референдума по данному вопросу.

Результаты глубинных интервью стали своего рода дополнительным проверочным фактором, подтвердившим результаты всех предыдущих исследовательских инструментов.

 

 Исследование подготовил и выполнил:

доцент, к.ю.н., генеральный директор ООО «Интегра»                           Тенов Т.З.

 



 

Дополнительная информация