Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Главная

Отказ Нальчикского городского суда к привлечению к административной ответственности Местной администрации Исламей

 

Материал № 12-131/09
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

гор. Нальчик    23 апреля 2009 года

Федеральный судья Нальчикского городского суда КБР Толпарова И.Х., рассмотрев протокол об административном правонарушении №8/2 от 16 марта 2009 года в отношении МУ Администрации с. п. Исламей по ст. 8.13 ч. 2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:
16 марта 2009 года главным специалистом-экспертом Кертиевой Э.С. составлен протокол №8/2 об административном правонарушении в отношении МУ Администрации с.п. Исламей по ст. 8.13 ч.2 КоАП РФ. Согласно протоколу, составленному после проведения административного расследования, административное правонарушение заключается в не выполнении или не своевременном выполнении обязанностей по приведению водных объектов и их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования. Нарушение выявлено согласно протоколу в ходе внеплановой проверки (на основании обращения ЗК БВУ ОВР по КБР № 65 от 29.01.09) 2 февраля 2009 года в 12.00 установлено, что берег (водоохранная зона) р. Баксан, на территории с.п. Исламей загрязнен (засорен) мусором, бытовыми, сельскохозяйственными, строительными отходами. Длительность негативного воздействия не менее 500 часов. Площадь загрязнения (засорения) берега р. Баксан составила (на основании экспертных оценок) 10000 кв.м..
Ни материалами административного расследования, ни какими-либо другими доказательствами в судебном заседании не доказана вина МУ Администрации с.п. Исламей по ст. 8.13 ч.2 КоАП РФ, либо в нарушении ст. 65 ч. 15 п.2 Водного Кодекса РФ.
В суде представитель Шафиев И. И. пояснил суду, что МУ «Администрация с.п. Исламей» не может быть привлечена к административной ответственности по данному протоколу, поскольку она не является субъектом данного правонарушения, виновность её в совершении административного правонарушения не доказана, она не является собственником реки Баксан. Не оспаривая сам факт свалки бытовых отходов на берегу реки Баксан, следует отметить, что свалка является несанкционированной, стихийной, организована жителями близлежащих домов. В этой ситуации администрация борется с этим, вывешены запрещающие таблички, ежемесячно в меру своих возможностей вывозится мусор, что подтверждается представленными ими материалами. На орган местного самоуправления законом не возложена обязанность по приведению водоохранных зон в состояние, пригодное для пользования, не возложены полномочия по контролю, надзору, охране, владении, пользовании и распоряжения водными объектами, которые даже могут находиться на их или смежных территориях, но не являются собственностью соответствующего муниципального органа.
Кроме того, имеются существенные нарушения при производстве по данному административному делу: дважды вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, срок проведения административного расследования нарушен, протокол составлен с нарушением сроков его составления.
Глава МУ Администрации с.п. Исламей Ахов А.Б. просил в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также того обстоятельства, что орган местного самоуправления не является субъектом данного административного правонарушения, прекратить производство по административному материалу.
Представитель Росприроднадзора Соттаев А.Х. пояснил суду, что орган местного самоуправления является пользователем реки Баксан, потому является субъектом данного вида административного правонарушения.

Выслушав Шафиева И.И., Ахова А.Б., Соттаева А.Х., исследовав представленные материалы, протокол об административном правонарушении, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

        В данном конкретном случае не установлена вина, привлекаемого к административной ответственности органа местного самоуправления. П. 2 ч.15 ст. 65 Водного Кодекса РФ запрещает размещение отходов производства и потребления в водоохраной зоне, доказательств тому, что Администрация с.п. Исламей сама санкционировала размещение отходов потребления в водоохраной зоне реки Баксан суду не представлено.
Часть 2 статьи 8.13 КоАП РФ предусматривает Ответственность за неисполнение обязанности, однако законодательством на органы местного самоуправления обязанность по приведению водоохранных зон в состояние, пригодное для пользования не возложена.
Согласно подпунктам 3, 31, 34 статьи 3 Устава с.п. Исламей к вопросам местного значения сельского поселения, имеющему отношение к рассматриваемому вопросу, относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; осуществление в пределах, установленных Водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственников водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; иные вопросы местного значения сельского поселения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 55 Водного Кодекса РФ, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.
В силу пункта 3 статьи 24 Водного Кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относится осуществление государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
В силу пунктов 11,13 статьи 25 Водного Кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.
Пунктами 1 и 3 части 1 статьи 27 Водного Кодекса РФ на органы местного самоуправления возложены полномочия по владению, пользованию, распоряжению и по осуществлению мер по охране только тех водных объектов, которые находятся в их собственности, на органы местного самоуправления в отношении объектов водных отношениях возложены лишь полномочия предоставления гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.
Таким образом, если река Баксан находится в собственности субъекта Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика), то обязанность, контроля, надзора за использованием водных объектов, а также его охрана, проведение мероприятий по предотвращению их загрязнений и ликвидации его последствий законом возложена совместно на органы государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, если же река Баксан находится в собственности Российской Федерации, то проведение вышеперечисленных мероприятий возлагается исключительно на органы государственной власти Российской Федерации.
Из вышеизложенных обстоятельств следует, что закон не возлагает на органы местного самоуправления полномочий по контролю, надзору, охране, владению, пользованию и распоряжением водными объектами, которые даже могут находиться на их или смежных территориях, но не являются собственностью соответствующего муниципального органа. Одновременно закон не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приведению водоохранных зон в надлежащее состояние, если водный объект не находится в их собственности, и если
размещение   отходов   потребления   не   явилось   результатом   деятельности Администрации с.п. Исламей.
Таким образом Администрация с.п. Исламей не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.13. КоАП РФ.
Кроме- того, суду представлены доказательства тому, что Администрация с.п. Исламей выполняет возложенные на неё функции по организации и вывозу мусора-организовывает месячники, заключив договоры по возмездному оказанию услуг по уборке территории, оплатила эти услуги, что подтверждается актами, справками, договорами /л. д. 7-56/.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 29.9 ч.2, 24.5 ч.2, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении по протоколу об административном правонарушении №8/2 от 16 марта 2009 года в отношении МУ Администрации с.п. Исламей по ст. 8.13 ч.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Копию настоящего постановления направить в Росприроднадзор по КБР и Администрацию с.п. «Исламей» для сведения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный суд КБР со дня его вынесения.

Дополнительная информация