Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Главная

Ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование символики международного общественного движения «АУЕ»

Верховный суд Российской Федерации 17.08.2020 удовлетворил административное исковое заявление Генерального прокурора Российской Федерации о признании международного общественного движения «АУЕ» (Арестантское уголовное единство) экстремистским и запретил его деятельность на территории страны.

     В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается, в том числе, пропаганда и публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

Частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

   За совершение указанного правонарушения для граждан установлено наказание в виде административного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения.

     Должностным лицам грозит административный штраф в размере до 4000 рублей, юридическим лицам - до 50000 рублей. В этих случаях предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения.

 

В Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся дистанционного осуществления трудовой деятельности

 

   Согласно изменениям, внесенным в главу 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации, оформление выполнения работником трудовой функции дистанционно может осуществляться посредством заключения трудового договора или дополнительного соглашения к нему. Осуществлять трудовую деятельность дистанционно можно как на постоянной основе, так и временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически с чередованием периодов выполнения трудовой функции дистанционно и периодов выполнения трудовой функции на стационарном рабочем месте).

   При заключении в электронном виде трудовых договоров, дополнительных соглашений к трудовым договорам, договоров о материальной ответственности, ученических договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, а также при внесении изменений в эти договоры (дополнительные соглашения к трудовым договорам) и их расторжении путем обмена электронными документами используются усиленная квалифицированная электронная подпись работодателя и усиленная квалифицированная электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная подпись работника.

     В иных случаях взаимодействие дистанционного работника и работодателя может осуществляться путем обмена электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме, предусмотренной коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору и позволяющей обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.

   В качестве дополнительной гарантии оплаты труда установлено, что выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы.

Законом также работодателю предоставлена возможность временного перевода работников на дистанционную работу в исключительных случаях, а именно: в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. При этом согласие работника на такой перевод, а также внесение изменений в трудовой договор с работником не требуется. По окончании срока такого перевода (но не позднее окончания периода наличия обстоятельства (случая), послужившего основанием для принятия работодателем решения о временном переводе работников на дистанционную работу) работодатель обязан предоставить работнику прежнюю работу, предусмотренную трудовым договором, а работник обязан приступить к ее выполнению.

   Кроме того, установлены дополнительные основания прекращения трудового договора с дистанционным работником:

- если в период выполнения трудовой функции дистанционно работник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовой функции, более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя (за исключением случая, если более длительный срок для взаимодействия с работодателем не установлен порядком взаимодействия работодателя и работника);

- в случае изменения работником, выполняющим дистанционную работу на постоянной основе, местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

     Изменения вступают в силу с 01 января 2021 года.

 

 

Женщинам, отказавшимся от использования материнского капитала на формирование накопительной пенсии, предоставлено время для выбора другого способа их использования

 

   Федеральным законом от 08.12.2020г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» женщинам, отказавшимся от использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, предоставлено право в течение шести месяцев с даты направления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации указанным лицам информации о поступлении возвращенных средств на счет Пенсионного фонда Российской Федерации обратиться с заявлением о распоряжении данными средствами по следующим направлениям:

- на улучшение жилищных условий;

- получение образования ребенком (детьми);

- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

   Указанный срок может быть продлен на шесть месяцев в случае обращения с заявлением о продлении срока подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. Такое заявление может быть подано однократно и до истечения указанного срока.

   В случае отсутствия вышеуказанных заявлений средства (часть средств) материнского (семейного) капитала вновь считаются направленными на финансирование накопительной пенсии.

   Для женщин, отказавшихся от использования средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии до дня вступления в силу указанного Федерального закона, течение срока на подачу заявления об использовании средств по другому направлению, начинается со дня вступления закона в силу, т.е. с 19 декабря 2020 года.

 

 

Защита личной информации

 

В условиях глобального развития цифровых технологий возросло количество противоправных деяний в отношении граждан (несовершеннолетних, пенсионеров, предпринимателей), преступления в сфере информационно-коммуникационных технологий приобретают особую актуальность.

В связи с чем в Российской Федерации предпринимаются дополнительные меры по обеспечению защиты информации в различных сферах правоотношений, порядок ее защиты регламентируется федеральными законами, в том числе: от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (статья 19), 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (статья 27), от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», а также постановлениями Правительства Российской Федерации, например, от 13.06.2012 № 584 «Об утверждении Положения о защите информации в платежной системе».

Кроме того, главой 13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за правонарушения в области связи и информации. К примеру, статья 13.12 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил защиты информации; статья 13.13 КоАП РФ – за незаконную деятельность в области защиты информации; статья 13.14 КоАП РФ – за разглашение информации с ограниченным доступом. Помимо этого, предусмотрена ответственность по статье 14.30 КоАП РФ за нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю, по статье 15.21 КоАП РФ – за неправомерное использование инсайдерской информации, по статье 17.13 КоАП РФ – за разглашение сведений о мерах безопасности.

Преступления указанной категории зачастую совершаются с применением расчетных пластиковых карт, с использованием компьютерной техники, сети «Интернет», а также средств мобильной связи. К ним относятся преступления, предусмотренные главами 21, 24, 25, 28, 29 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть преступления против собственности, общественной безопасности, террористической и экстремистской направленности, против здоровья населения и общественной нравственности, в сфере компьютерной информации, против основ конституционного строя и безопасности государства.

Активное использование социальной сети может привести к наступлению негативных последствий для самих пользователей. Так, в целях достижения желаемого результата злоумышленники с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» могут осуществлять:

сбор общей информации о пользователе сети «Интернет» (фото, увлечения, трудовая деятельность, поездки, часто посещаемые места и маршруты). В связи с неиспользованием настроек конфиденциальности указанная информация становится легкодоступной для каждого лица;

использование лицами с какими-либо отклонениями сайтов знакомств, посредством которых могут быть совершены преступления в отношении несовершеннолетних;

поиск в социальных сетях социально-незащищенных категорий граждан, тяжелобольных людей, которые в случае совершения в отношении них грабежа, мошенничества не смогут оказать активного сопротивления либо идентифицировать мошенника;

определение с использованием геолокации пути жертвы в целях установления отсутствия лиц в доме, квартире. В данном случае преступник имеет возможность совершить проникновение в жилое помещение или хищение транспортного средства в отсутствии его собственника;

использование социальных сетей в качестве инструмента для совершения призывов к чему-либо.

В целях недопущения вышеуказанных обстоятельств необходимо быть бдительными, а также:

не поддаваться на уговоры незнакомых лиц, которые просят совершить определенные действия под диктовку;

проверять самостоятельно поступающую от них информацию. Например, найти официальные контактные данные банка, обратиться к специалистам для уточнения информации, сообщить в службу безопасности о поступающих звонках с указанием номеров абонентов;

не сообщать никому свои персональные данные, реквизиты банковских карт, логины и пароли от личных кабинетов;

не осуществлять предоплату по частным объявлениям на сайтах;

незнакомые номера добавить в «черный список» контактов.

 

 

Ответственность за совершение коррупционного правонарушения

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
         Одним из коррупционных правонарушений является неисполнение работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы. 
         Указанная обязанность предусмотрена частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает административную ответственность работодателя за неисполнение указанной обязанности.
Обязанность подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина c государственной или муниципальной службы независимо от последнего места работы бывшего государственного (муниципального) служащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров.
Десятидневный срок для направления сообщения исчисляется в календарном порядке, начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора c указанным лицом либо его фактического допущения к работе. B случае если последний день срока исполнения указанной обязанности приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
         К административной ответственности по указанной статье подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового (гражданско-правового) договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации. 
Привлечение к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо. Обязанность несут организации независимо от их организационно-правовой формы. 
         Срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение составляет шесть лет.
         Статья 19.29 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
         Дела об административном правонарушении по статье 19.29 КоАП РФ возбуждают органы прокуратуры, рассматривают мировые судьи. 

 

 

Новые требования к комплектации аптечки

 

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2020 № 1080н утверждены требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной) (далее – Приказ № 1080н).

Согласно указанным требованиям с 1 января 2021 года аптечка подлежит комплектации медицинскими изделиями, зарегистрированными в установленном порядке, а именно: двумя медицинскими нестерильными одноразовыми масками, двумя парами медицинских нестерильных перчаток, маской для проведения искусственного дыхания, жгутом кровоостанавливающим, бинтами, марлевыми медицинскими стерильными салфетками, лейкопластырем.

Помимо перечисленного в аптечке должны быть ножницы и инструкция по оказанию первой помощи с применением аптечки. Наличие лекарственных препаратов в аптечке не предусмотрено.

Аптечки первой помощи (автомобильные), производственные (укомплектованные) до дня вступления в силу Приказа № 1080н, подлежат применению в течение срока их годности, но не позднее 31 декабря 2024 года.

 

 

 

Ответственность за организацию и участие в несанкционированном митинге

 

 

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определен порядок организации и проведения публичного мероприятия; гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, достигшие 18 лет для демонстраций, шествий, пикетирований и 16 лет для митингов и собраний.

Организатор публичного мероприятия обязан в письменной форме подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Время проведения публичного мероприятия – не ранее 7 часов и не позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Участие граждан в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной инфраструктуры, является административным правонарушением, предусмотренным ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и предусматривает наказание, в том числе в виде штрафа от 10 до 20 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 100 часов или административный арест сроком на 15 суток.

Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, которое может быть выражено в невыполнении законных требований организатора публичного мероприятия, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации. Лицу, совершившему данное правонарушение может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или обязательных работ на срок до 40 часов.

Кроме того, статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Неоднократность образует нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.

Санкция статьи предусматривает уголовное наказание в виде штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок от пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

 

 

Изменены лицензионные требования при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности

 

 

Правительством Российской Федерации (постановления от 15.05.2020 №№ 686, 687, 688) утверждены новые лицензионные требования к деятельности медицинских и фармацевтических организаций, а также организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, направленные на снижение рисков, связанных с нелегальным оборотом лекарств.

Согласно новым правилам, с 1 июля 2020 года для указанных организаций является обязательным внесение информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения.

Кроме того, для организаций, осуществляющих непосредственно производство лекарственных средств также является обязательным регистрация в системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения и нанесение средства идентификации (QR-кодов) на первичную упаковку и вторичную (потребительскую) упаковку для последующей идентификации упаковок лекарственных препаратов.

Указанные изменения позволят проверить данные о лекарственном препарате, дату производства и срок годности, а также предельную розничную цену. При этом у граждан появится возможность с помощью мобильного телефона самостоятельно проверить легальность приобретаемого (получаемого) лекарственного препарата и в случае выявления нарушений направить жалобу, что в свою очередь позволит повысить качество оказываемых медицинских услуг.

Неисполнение организациями, участвующими в обороте лекарственных средств, данных лицензионных требований влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, если велась предпринимательская деятельность. В случае, если деятельность не была связана с извлечением прибыли, то ответственность наступает по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Для организаций обе нормы предусматривают штраф либо приостановление деятельности на срок до 90 суток. Размер штрафа в первом случае составляет от 100 тыс. до 200 тыс. руб., а во втором - от 150 тыс. до 250 тыс. руб.

Внесены изменения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу

В рамках проводимой государственной политики по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства внесены изменения в действующее законодательство относительно категорий граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Федеральным законом от 23.11.2020 № 381-ФЗ внесены изменения в ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам, занятым постоянным уходом за родными и близкими.

Так, предусмотрено, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации будет предоставлена, в том числе для тех, кто является опекуном или попечителем несовершеннолетних родных брата или сестры. Однако это будет возможно при условии, если нет других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

Также отсрочку предоставят гражданам, у которых на иждивении и воспитании один ребенок или дети до 16 лет без матери.

Закон поможет защитить членов семьи, которые не бросают своих недееспособных близких родственников, а берут обязанности по уходу и присмотру на себя.

Изменения вступили в силу 04.12.2020 года.

 

О нововведениях при оказании услуг по общественному питанию

 

С целью предотвращения конфликтных ситуаций в сфере защиты прав потребителей и реализации требований ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 №1515 утверждены новые правила оказания услуг.

В соответствии с указанными правилами хозяйствующий субъект доносит до потребителя информацию полного содержания, обеспечив тем самым возможность осуществления правильного выбора услуг в течение всего режима работы предприятия.

Предприятие общественного питания должно иметь книгу отзывов и предложений, предоставлять ее по требованию потребителя.

Цена на услуги общественного питания должна определяться стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).

 

Хозяйствующий субъект не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные возмездные услуги, а также включать в заказ доплаты, платежи, комиссии, чаевые и иные расходы, не включенные в меню (прейскурант), а также стоимость выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг.

Таким образом, предприятие общественного питания вправе только при наличии согласия потребителя на оплату чаевых, отразить последние в кассовом чеке в качестве выручки.

Постановление вступает в силу с 01 января 2021 года

 

Поверка коммунальных приборов учета

 

С 24 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 496-ФЗ от 27.12.2019 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», которым изменена ч.4 ст.13 Федерального закона №102-ФЗ от 26.06.2008 «Об обеспечении единства измерений», согласно которой в настоящее время результаты поверки средств измерений подтверждаются данными о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

При предоставлении средства измерений на поверку, по заявлению его владельца, на средство измерения наносится знак поверки, выдается свидетельство о поверке, в паспорт (формуляр) вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки. В противном случае выдается извещение о непригодности к применению средства измерений.

Информация о результатах поверки передаются проводящими поверку юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Таким образом, установлены требования по фиксации результатов поверки в электронном виде.

 

Виды информации, причиняющей вред здоровью или развитию детей

 

Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определен перечень видов информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

В соответствии со ст. 5 указанного закона к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация:

-побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;

-способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

-обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

-содержащая изображение или описание сексуального насилия;

- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

-оправдывающая противоправное поведение;

-содержащая нецензурную брань;

-содержащая информацию порнографического характера;

-о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сроки обращения граждан в суд за защитой нарушенных трудовых прав

 

Текст

 

Поделиться

Разъясняет помощник Чебаркульского городского прокурора Кононович Ю.Ф.

 

Статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту-ТК РФ) установлены сроки обращения за защитой нарушенных трудовых прав в суд. В соответствии с ч.1 данной статьи работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

 

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч.2 ст.392 ТК РФ).

 

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

 

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

 

В абзаце 5 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

 

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.01.2020 № 117-КГ19-29 по делу № 2-2381/2018, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» к уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный ст. 392 ТК РФ срок.

Приведенный в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

 

Соответственно, с учетом положений ст. 392 ТК РФ в системной взаимосвязи с требованиями ст. 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67, 71 (о доказательствах и доказывании, оценке доказательств) ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

 

 

Прокуратура разъясняет: утвержден новый порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности

 

Приказом Минздрава России от 01.09.2020 № 925н утвержден новый порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности. По новому порядку медицинская организация сформирует электронный больничный с согласия пациента, который предъявит паспорт и СНИЛС. Однако отдельным категориям граждан листки нетрудоспособности будут выдавать только на бумаге. К их числу относятся: - уволенные из-за ликвидации организации женщины, у которых в течение 12 месяцев до их постановки на биржу труда наступила беременность; - безработные, которым больничный нужен для предоставления на биржу труда. Медорганизации смогут продлевать бумажный больничный, сформировав электронный, и наоборот. Предусмотрены особенности заполнения больничных в медорганизациях, где пациенты: - получают помощь по профилям «онкология», «детская онкология», «дерматовенерология», «психиатрия-наркология»; - проходят лечение при ВИЧ-инфекции, туберкулезе, расстройствах психики и поведения. Так, с согласия пациента или его законного представителя в листке нетрудоспособности допускается указывать должность врача-специалиста иного профиля либо «лечащий врач», «фельдшер». Кроме того, установлены особенности выдачи больничных при карантине, а также при угрозе распространения опасных заболеваний.

 

Установлены особенности формирования ежегодного плана проверок предпринимателей на 2021 год

 

В целях снижения административного давления не бизнес со стороны контрольно-надзорных органов Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документом установлен запрет на проведение большинства плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Так, в 2021 году в отношении субъектов малого предпринимательства проводятся следующие плановые проверочные мероприятия: - плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора); - плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; - плановые проверки субъектов малого предпринимательства при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее 3 лет. При этом в ежегодном плане помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение; - плановые проверки, проводимые при осуществлении лицензионного контроля; - плановые проверки субъектов малого предпринимательства, проводимые в рамках: федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности; федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны; внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»; федерального государственного надзора в области использования атомной энергии. В целях недопущения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность прокуратурой области принимаются меры по исключению соответствующих мероприятий из ежегодных планов проведения плановых проверок на 2021 год.

 

Прокурором утверждено обвинительно заключение

 

Панжоков Х.М., будучи постановлением мирового суда признанным виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ (управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения) и подвергнутым наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб., с лишением права управления транспортным средством на 1 год и 6 месяцев, должных выводов не сделал, вновь в 09 час. 00 мин. 23.09.2020, находясь в состоянии алкогольного опьянения, осознавая, что создает угрозу безопасности дорожного движения, в том числе пешеходов, управлял транспортным средством – ВАЗ «21102» до его задержания в 09 час. 15 мин. 23.09.2020 на участке автодороги «Прохладный-Баксан-Эльбрус» сотрудниками полиции.

Своим действиями Панжоков Х.М. совершил преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ (управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутый административному наказанию за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

Уголовное дело по обвинению Панжокова Х.М. в совершении указанного преступления 17.11.2020 направлено в суд для рассмотрения по существу.                

 

Прокурором утверждено обвинительно заключение.

Гутов А.А., будучи постановлением мирового суда признанным виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ (управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения) и подвергнутым наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб., с лишением права управления транспортным средством на 1 год и 6 месяцев, должных выводов не сделал, вновь в 18 час. 40 мин. 19.10.2020, находясь в состоянии алкогольного опьянения, осознавая, что создает угрозу безопасности дорожного движения, в том числе пешеходов, управлял транспортным средством – ВАЗ «21099» в с.п. Баксаненок до его задержания в 19 час. 30 мин. 19.10.2020 сотрудниками полиции.

Своим действиями Гутов А.А. совершил преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ (управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутый административному наказанию за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

Уголовное дело по обвинению Гутова А.А. в совершении указанного преступления 16.12.2020 направлено в суд для рассмотрения по существу

 

До 1 марта 2026 года продлевается период осуществления гражданами государственной регистрации в упрощённом порядке прав на принадлежащие им садовые и жилые дома, расположенные на садовых земельных участках

 

Федеральным законом от 08.12.2020 № 404-ФЗ внесены изменения в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Внесенными поправками до 1 марта 2026 года продлевается период осуществления гражданами государственной регистрации в упрощённом порядке (на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок) прав на принадлежащие им садовые и жилые дома, расположенные на садовых земельных участках, а также на жилые дома, расположенные на земельных участках, находящихся в границах населённых пунктов и предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. При этом согласно Федеральному закону до указанной даты не требуются разрешения на строительство и ввод таких объектов в эксплуатацию. Продление срока упрощенного порядка оформления прав граждан на объекты недвижимости обусловлено необходимостью осуществления постепенной адаптации населения к новым условиям строительства, обеспечения интересов граждан вне зависимости от назначения земельного участка, на котором создан индивидуальный жилой дом или садовый дом (для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства). С целью исключения случаев строительства объектов, не соответствующих установленным требованиям к объектам ИЖС, поправками также предусматривается, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным Градостроительным кодексом РФ.

 

Принят закон о голосовании на выборах и референдумах в течение трех дней

 

Федеральным законом от 31.07.2020 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливается, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более 3 дней.

По решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, в указанный период может быть проведено голосование с использованием дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, таких как голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), и голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населённых пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.

Федеральным законом также устанавливается право политической партии, по предложению которой назначен член комиссии, внести в назначивший его орган мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии.

Поправки вступили в законную силу.

Дополнительная информация